Программа курсов повышения квалификации «Современные подходы к профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних» разработана с учетом:
— положений Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г;
— Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
— Порядка организации деятельности инспекторов по охране детства, утвержденном приказом Департамента социального развития Тюменской области от 29.12.2016, №400-П.
Программа направлена на формирование у слушателей необходимого уровня знаний, умений и навыков, получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в части организации и проведения работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Категория обучаемых: инспектора по охране детства.
Нормативный объем программы: 46 акад. ч., включая итоговую аттестацию.
Срок проведения курсов: 18 – 25 августа 2023 г.:
- 18.08 – занятие в программе Zoom;
- с 18.08 по 22.08 – обучение на платформе сайта дистанционного обучения, в том числе проверка знаний в форме тестирования с 20 по 22.08;
- с 23 по 25.08 – очные занятия, в том числе проверка знаний в форме выполнения практических заданий.
Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации: удостоверение о повышении квалификации.
Учебный план
№ | Наименование модулей/тем | Всего часов | В том числе | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Дистанционный этап обучения | |||||
1. | Поведение несовершеннолетнего: общие подходы к формированию и коррекции: Ненормативное поведение: понятие, специфика, механизм формирования и развития; Диагностика уровня, типа и характера отклонения в поведении несовершеннолетнего, планирование содержания коррекционной работы | 4,5 | 4,5 (Zoom)[1] | ||
2. | Общие подходы в организации взаимодействия специалиста с неблагополучной семьей | 0,5 | 0,5 | ||
3. | Инструменты диагностики семейной ситуации и оценки потребностей ребенка и семьи | 4 | 4 | ||
3.1 | Единая форма оценки. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации | ||||
3.2 | Служба активной семейной поддержки | ||||
3.3 | Светофор: инструмент оперативного выявления и изучения социальных рисков и угроз безопасности детей и семей. Рабочая тетрадь | ||||
4. | Алгоритмы действий специалиста, взаимодействующего с подростком и семьей | 2 | 2 | ||
5. | Карты наблюдений и другие методики диагностики несовершеннолетних, склонных к отклоняющемуся поведению | 2 | 2 | ||
6. | Методы диагностики взаимоотношений в детских и подростковых временных коллективах | 2 | 2 | ||
7. | Основные подходы к проведению обучающих занятий для родителей | 1 | 1 | ||
8. | Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления | 2 | 2 | ||
9. | Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних | 2 | 2 | ||
10. | Эффективные социальные практики | 2,5 | 2,5 | ||
10.1 | Положение об эффективных социальных практиках АУ СОН ТО и ДПО «РСРЦН «Семья» | ||||
10.2 | Практика по профилактике совершения правонарушений в сфере финансов и повышения финансовой грамотности детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет «Азбука финансов» | ||||
10.3 | Программа по профилактике буллинга среди учащихся «Буллинг в лицах. #НЕМОЛЧИ» | ||||
10.4 | Практика: «Групповая кинотерапия как способ коррекции смысловых базовых установок несовершеннолетних» | ||||
10.5 | Практика: «Марафон семейных ценностей «Семья#ПроВсё». Организация профилактической работы с несовершеннолетними с использованием возможностей сети Интернет» | ||||
ТЕКУЩИЙ контроль знаний (тест на сайте дистанционного обучения) | 1 | 1 | |||
Очный этап обучения | |||||
11. | Взаимодействие с несовершеннолетним, находящимся в неадекватном психоэмоциональном состоянии: Типы неадекватных психоэмоциональных состояний;Приемы, методы и технологии нормализации неадекватного состояния человека;Формирование навыков саморегуляции | 4 | 2 | 2 | |
12. | Технологии урегулирования конфликтных взаимоотношений: Технология примирения жертвы и обидчика;Круги заботы;Семейные конференции | 5 | 2 | 3 | |
13. | Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних средствами коллективообразования: Варианты девиантных форм поведения как следствие деформации внутригрупповых процессов: буллинг, моббинг, хейзинг и пр.;Элементы методики коллективообразования во временном коллективе | 4 | 4 | ||
14. | Проектный подход к организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Структура и содержание профилактической программы | 3 | 3 | ||
13. | Создание карты ресурсов системы профилактики (стратегическая сессия) | 4 | 4 | ||
ИТОГОВАЯ проверка знаний: выполнение практических заданий/ решение кейсов (работа в микрогруппах) | 3 | 3 | |||
ИТОГО | 46 |
[1] 18.08 (4,5 ч.) — ВКС в Zoom: 13.00 – 17.00